rss search

НЕИЗВЕСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕТРАРКИ

line

Восьмого апреля 1341 го­да Франческо Петрарка, увенчанный лаврами поэта в римском Капитолии, в своей торжественной речи по этому случаю процити­ровал два стиха из своего поэтического послания. Только эти два стиха из это­го произведения и были из­вестны специалистам и чи­тателям до недавнего вре­мени. И лишь сейчас появи­лась возможность ознако­миться с текстом всего по­слания— 142 стиха, написан­ных по-латыни стихотвор­ным размером, приближаю­щимся к дантовскому.

Заслуга открытия доселе неизвестного произведе­ния великого поэта Возрож­дения принадлежит про­фессору педагогического факультета Флорентийско­го университета Микеле Арканджело Фео, который вот уже более десяти лет зани­мается исследованием эпи­столярного поэтического наследия Петрарки. В За­падном Берлине он нашел старый каталог рукописей, который считали утерянным со времени второй миро­вой войны. Заинтересован­ный одной из позиций это­го каталога — письмом, в качестве отправителя и ад­ресата которого были назва­ны Франческо Флорентий­ский и Ринальдо да Виллафранка, он запросил микро­фильм рукописной копии этого письма, сделанной в начале XV века и хранящейся ныне в библиотеке горо­да Гота (Германия). Предположе­ния учёного оправдались: письмо под номером В-1047, подписанное «Франческо Флорентийским», оказа­лось неизвестным произве­дением Петрарки, два сти­ха из которого он процити­ровал на торжественной це­ремонии в Риме.

Профессор Фео восста­новил историю обмена по­сланиями между двумя ад­ресатами. Письмо Петрар­ки — это ответ на письмо учителя из Вероны Риналь­до да Виллафранка (кстати, тоже написанное по-латыни в стихах), в котором тот просил поэта замолвить словечко за некоего моло­дого человека из хорошей семьи, ищущего место му­зыканта при Авиньонском дворе. Надо сказать, что молодой Петрарка (в мо­мент этой переписки — в 1336 году — ему было 32 го­да), живя в Авиньоне и при­няв духовное звание, был достаточно тесно связан с папским двором и, между прочим, занимался музыкой (великий поэт неплохо иг­рал на лютне, пользовался славой автора слов к кан­цонеттам), а друг его Ри­нальдо декламировал на площади в Вероне стихи Петрарки.

Найденная Фео переписка дает новые детали биогра­фии и личности великого поэта. В обмене послания­ми (особенно в письме Ри­нальдо) трактуются важней­шие вопросы политической жизни того времени: защи­та итальянских коммун, ко­торые задыхались под вла­стью империи, церкви и от угроз люксембургского ко­роля; требования, чтобы па­па Бенедикт XII покинул Авиньон и вернулся в Рим (это как раз было время Авиньонского пленения пап) и так далее. В своем ответе Петрарка жаловался на свою беспорядочную жизнь в Авиньоне и выражал на­дежду, что покинет шумный папский двор, вернется в Италию, поселится в тихом, уединенном уголке, где можно будет целиком от­даться поэзии (как извест­но, вскоре эта надежда ве­ликого поэта осуществи­лась).

Фео предполагает, что одной из причин того, что этого послания не оказалось в собранных Петраркой про­изведениях, могло быть нежелание поэта «ворошить прошлое», стремление «пе­речеркнуть» те страницы своей биографии, когда он был связан с папским дво­ром.