rss search

ЭТО — ВАН-ГОГ

line

С начала нашего века в одном из бухарестских му­зеев хранится купленный в Париже неподписанный рисунок углем, изображаю­щий голландскую крестьян­ку, наклонившуюся к земле и работающую лопатой. Внизу слева имеется над­пись по-французски: «Кре­стьянка, копающая мор­ковь (зима)». Высказыва­лось предположение, что рисунок выполнен Ван-Го­гом, но доказательств не было. Задачу дать такое доказательство взяла на се­бя искусствовед Пиа Ионеску.

Проведя сравнительное исследование, она обнару­жила убедительное сходст­во рисунка с целым рядом работ, заведомо принадле­жащих кисти Ван-Гога и близких по сюжету к ана­лизируемому рисунку. Эти работы приходятся на 1884—1885 годы. Ионеску предположила, что и ис­следуемый рисунок выпол­нен в то же время. Един­ственное надежное доказа­тельство мог бы дать по­черк, каким сделана надпись под рисунком, и исследовательница обрати­лась к криминалистам.

Получив образцы почер­ка художника, те растеря­лись: их разнообразие словно опровергало извест­ное положение, что при всех изменениях, связанных с эмоциями, возрастом, бо­лезнями и так далее, по­черк человека в основных чертах остается постоян­ным. Почерк Ван-Гога был крайне разнообразным и, казалось, не давал зацепки для анализа. И все же ру­мынским специалистам пос­ле длительной работы уда­лось выделить в нем доста­точное количество устойчи­вых черт. Они смогли до­казать, что надпись сделана рукой художника. Была про­анализирована и бумага, в ней нашли волокна тропи­ческих растений, что позво­ляет предполагать, что она изготовлена в тогдашних колониальных владениях Голландии.

В результате столичный Музей художественных кол­лекций пополнился прекрас­ным рисунком Ван-Гога.